четверг, 7 октября 2010 г.

Сертификация ISO (ИСО) 9001

Сертификация ISO (ИСО) 9001

Для того чтобы управление организацией было успешным, необходимо иметь соответствующий эффективный инструментарий управления. В настоящее время одним из наиболее популярных инструментов является система менеджмента качества (СМК). Популярность вводимой в соответствии со стандартами ИСО (ISO) 9000 системы СМК постоянно растет.

ISO 9000 – это серия стандартов, которые применяются при организации, внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества. Система международных стандартов ISO 9000 была разработана в 1987 году Техническим Комитетом Международной Организации Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). С момента разработки стандарты пересматривались всего три раза – в 1994, 2000 и 2008 годах.

Стандарты ИСО (ISO) 9000 приняты более чем в 90 странах мира как национальные стандарты, применимые к любым предприятиям, вне зависимости от их сферы деятельности, объемов выпуска и численности персонала.

ISO 9001 – стандарт, предназначенный для разработки и внедрения систем менеджмента качества с целью последующего прохождения сертификации и заключения договоров с другими предприятиями, предъявляющими особые требования к надежности и стабильности выполнения договорных обязательств. Текущая действующая версия стандарта – «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования».

Принципы менеджмента качества на основе стандартов ISO:

Для успешного функционирования организации необходимо грамотное управление, которое будет систематическим и прозрачным. Рекомендации по улучшению качества, повышению эффективности описаны ICO (INTERNATIONAL CERTIFICATION ORGANIZATION), в рамках сертификации в системе ICO. Достаточно эффективным считается внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества, которая была разработана в целях постоянной оптимизации деятельности организации с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Эффективность и результативность системы менеджмента качества зависит от восьми принципов менеджмента качества:

* Ориентация на потребителя

Деятельность любой организации напрямую зависит от поведения потребителей, в том числе и так называемых «внутренних» потребителей». Поэтому организация должна стремиться понять текущие и будущие потребности, выполнить их требования, предугадать их ожидания. Мало того, что необходимо определять потребности внешних и внутренних потребителей, также очень важно осуществлять постоянный мониторинг удовлетворенности этих потребностей, с учетом градации по степени этой удовлетворенности.

* Лидерство руководителя

В обязанность руководителей организации входит обеспечение единства цели и направления деятельности организации. Грамотный руководитель должен создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники будут максимально вовлечены в решение задач, стоящих перед организацией. Они должны личным примером показывать приверженность качеству. Такая демонстрация может быть реализована путем написания долгосрочной политики организации в области качества. Принцип лидерства всеобъемлющ и распространяется на руководителей всех звеньев и уровней структуры организации.

* Вовлечение работников

Работники всех подразделений и уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение дает возможность организации использовать их способности максимально. Чтобы поставленные цели по качеству были достигнуты, должны быть созданы условия для максимальной заинтересованности сотрудников в той работе, которую они выполняют. Необходимо мотивировать сотрудников к качественному труду, к проявлению инициативы в вопросах, связанных с оптимизацией деятельности организации. Поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг удовлетворенности сотрудников, анализировать результаты таких мониторингов и принимать соответствующие результатам анализа меры.

* Процессный подход

Процессный подход лежит в основе проектирования системы менеджмента качества, соответствующей стандарту ISO 9001:2000. Суть процессного подхода заключается в позиционировании организации как совокупности взаимосвязанных процессов:

* все входы и выходы процессов определяются и измеряются;
* определяются потребители каждого из процессов, выявляются их потребности, измеряется степень удовлетворенности;
* устанавливается взаимосвязь всех выявленных процессов с функциями организации;
* у каждого процесса устанавливается управление, устанавливаются права, ответственности и полномочия, присущие выполнению этого процесса;
* при проектировании процесса учитываются его ресурсное обеспечение и управляющее воздействие на смежные процессы.

* Системный подход

Все процессы организации в совокупности формируют систему процессов. Учитывая данный факт, необходимо помнить, что любые управляющие воздействия необходимо осуществлять, принимая во внимание тесную взаимосвязь процессов и систем организации: идентификация, понимание и грамотный менеджмент взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов как целостной системы повышают результативность и эффективность деятельности организации, направленной на достижении ее целей.

* Постоянное улучшение

Постоянную оптимизацию деятельности организации необходимо рассматривать как одну из базовых целей – организация должна постоянно развиваться и соответствовать динамично меняющимся запросам внешней среды.

* Решения, основанные на фактах

Эффективность решения зависит от проведенного анализа соответствующей информации и данных: любые решения, любые воздействия управленческого характера должны приниматься исключительно на основе объективных данных и свидетельств и ни в коем случае на основе домыслов, предположений или субъективных мнений.

* Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Так как организация и ее поставщики объективно взаимозависимы, отношения, выстроенные на взаимной выгоде, повышают способность сторон создавать ценности. Для реализации данного принципа необходимо выявить основных поставщиков, установить с ними четкие и открытые связи и обмен информацией, выстроить общие с поставщиком цели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий