понедельник, 22 ноября 2010 г.
Саморегулирование в области промышленной безопасности: промежуточные итоги
Все больше различных сфер деятельности уже функционируют по принципам саморегулирования. Институты саморегулирования прочно входят в повседневную жизнь нашей страны. На саморегулирование в России уже перешли арбитражные управляющие, потом оценщики и строительная отрасль в лице трех ее профессиональных составляющих – изыскателей, проектировщиков и собственно строителей. О переходе на саморегулирование заявляют аудиторы, транспортные компании, кадастровые инженеры и даже медики, косметологи и сфера информационных технологий. В области промышленной безопасности переход на саморегулирование в ближайшее время будет подтвержден законодательно и ситуацию для перехода можно охарактеризовать как благоприятную. В сложившейся на сегодняшний день ситуации на рынке оценки соответствия, наиболее позитивным моментом является ситуация, в которой сами участники рынка видят в саморегулировании дальнейший путь развития и на принципах добровольности осуществляют создание основ будущей системы саморегулирования в области промышленной безопасности.
Прошло не так много времени с момента начала регистрации первых саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, проводящх оценку соответствия промышленной безопасности. На сегодняшний день в государственном реестре саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) зарегистрировано уже 18 организаций в сфере промышленной безопасности осуществляющих свою деятельность исключительно на добровольных началах. Уже более 650 организаций вступив в СРО показали готовность к становлению института саморегулирования и их число постоянно растет, как и уменьшается число противников данной системы.
На сегодняшний день завершен основной этап создания единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности. Подводя промежуточные итоги создания и развития единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, можно смело утверждать о готовности профессионального сообщества к соответствующим изменениям законодательства.
В настоящий момент подготовлен и направлен в государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Создана и успешно функционирует сеть саморегулируемых организаций, объединившая большую часть организаций, осуществляющих экспертизу и подготовку специалистов в области промышленной и энергетической безопасности. Следующим этапом создания единой системы саморегулирования, стало решения вопроса координации профессиональной деятельности членов созданных саморегулируемых организаций и с этой целью 16 сентября 2010 года, руководством саморегулируемых организаций было принято решение о созданииии Национального Союза Саморегулируемых Организаций (Далее - Союз).
Основными направлениями деятельности Союза будет консолидация совместных усилий по формированию единой технической политики в области промышленной и энергетической безопасности, обеспечение соблюдения всеми членами СРО требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов предпринимательской деятельности, а также представление общих интересов членов СРО в органах власти Российской Федерации.
Основные предложения проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», разработанный по инициативе Общественного совета при Ростехнадзоре:
* внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности;
* внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы ПБ.
Введение института СРО в области проведения экспертизы ПБ является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы ПБ за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Действующая в настоящее время система лицензирования этих задач не решает.
Основной концепцией законопроекта является:
1. Замена лицензирования деятельности по экспертизы ПБ обязательным членством экспертных организаций в СРО
Введение СРО при частичном сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью СРО) позволит сократить государственное вмешательство в развитие бизнеса, улучшить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке экспертных услуг, которую можно охарактеризовать как «коррупционную», повысить ответственность экспертных организаций пред потребителями их услуг.
2. Замена требования по утверждению заключений экспертизы ПБ в Ростехнадзоре требованием по регистрации в установленном порядке этих заключений в СРО
Предлагаемая новая норма по регистрации заключения экспертизы ПБ органично вписывается в полномочия (функции) СРО, связанные с анализом деятельности своих членов, осуществлением контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО.
3. Установление особенностей (по сравнению с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях») саморегуляции в области проведения экспертизы ПБ:
* наличие компенсационного фонда в определенном размере (не менее чем 200 000 рублей на одного члена или, если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 100 000 рублей на одного члена);
* наличие у члена СРО определенного количества экспертов, имеющих соответствующую квалификацию (не менее 3-х экспертов с высшим техническим профессиональным образованием и аттестацией на знание требований промышленной безопасности).
4. Установление дополнительных требований по порядку осуществления государственного контроля за деятельностью СРО в области проведения экспертизы ПБ и ведения государственного реестра таких СРО.
Прошло не так много времени с момента начала регистрации первых саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, проводящх оценку соответствия промышленной безопасности. На сегодняшний день в государственном реестре саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) зарегистрировано уже 18 организаций в сфере промышленной безопасности осуществляющих свою деятельность исключительно на добровольных началах. Уже более 650 организаций вступив в СРО показали готовность к становлению института саморегулирования и их число постоянно растет, как и уменьшается число противников данной системы.
На сегодняшний день завершен основной этап создания единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности. Подводя промежуточные итоги создания и развития единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, можно смело утверждать о готовности профессионального сообщества к соответствующим изменениям законодательства.
В настоящий момент подготовлен и направлен в государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Создана и успешно функционирует сеть саморегулируемых организаций, объединившая большую часть организаций, осуществляющих экспертизу и подготовку специалистов в области промышленной и энергетической безопасности. Следующим этапом создания единой системы саморегулирования, стало решения вопроса координации профессиональной деятельности членов созданных саморегулируемых организаций и с этой целью 16 сентября 2010 года, руководством саморегулируемых организаций было принято решение о созданииии Национального Союза Саморегулируемых Организаций (Далее - Союз).
Основными направлениями деятельности Союза будет консолидация совместных усилий по формированию единой технической политики в области промышленной и энергетической безопасности, обеспечение соблюдения всеми членами СРО требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов предпринимательской деятельности, а также представление общих интересов членов СРО в органах власти Российской Федерации.
Основные предложения проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», разработанный по инициативе Общественного совета при Ростехнадзоре:
* внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности;
* внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы ПБ.
Введение института СРО в области проведения экспертизы ПБ является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы ПБ за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Действующая в настоящее время система лицензирования этих задач не решает.
Основной концепцией законопроекта является:
1. Замена лицензирования деятельности по экспертизы ПБ обязательным членством экспертных организаций в СРО
Введение СРО при частичном сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью СРО) позволит сократить государственное вмешательство в развитие бизнеса, улучшить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке экспертных услуг, которую можно охарактеризовать как «коррупционную», повысить ответственность экспертных организаций пред потребителями их услуг.
2. Замена требования по утверждению заключений экспертизы ПБ в Ростехнадзоре требованием по регистрации в установленном порядке этих заключений в СРО
Предлагаемая новая норма по регистрации заключения экспертизы ПБ органично вписывается в полномочия (функции) СРО, связанные с анализом деятельности своих членов, осуществлением контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО.
3. Установление особенностей (по сравнению с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях») саморегуляции в области проведения экспертизы ПБ:
* наличие компенсационного фонда в определенном размере (не менее чем 200 000 рублей на одного члена или, если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 100 000 рублей на одного члена);
* наличие у члена СРО определенного количества экспертов, имеющих соответствующую квалификацию (не менее 3-х экспертов с высшим техническим профессиональным образованием и аттестацией на знание требований промышленной безопасности).
4. Установление дополнительных требований по порядку осуществления государственного контроля за деятельностью СРО в области проведения экспертизы ПБ и ведения государственного реестра таких СРО.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий